Шестилетний или даже пятилетний ребёнок
вот уже несколько месяцев канючит: «Хочу в школу! Родители, я хочу в школе
учиться, как большой!» Не правда ли, знакомая ситуация?
И родители часто начинают думать:
«Ах, какой умница, уже в школу хочет! Раз в школу сам хочет, значит, и учёба
будет ему легко даваться!» О, как ошибочны бывают такие рассуждения! Когда дети
старшего дошкольного возраста (4-6 лет) заявляют о своём желании стать
учениками, за этим желанием обычно стоит стремление малышей быть более
взрослыми, более интересными в играх и общении старших детей, стремление
обладать атрибутикой школьной жизни – портфелями, красочными дневниками,
тетрадками в ярких обложках и т.д.
Если взрослые (родители, бабушки, а лучше
– старшие братья и сёстры) не объяснят дошколёнку, что ходить в школу – это не
только играть с другими ребятами, не только носить ранец с дневником и
тетрадями, не только шумный весёлый праздник, добрая учительница, но и
серьёзный труд, требующий много внимания, терпения, усидчивости, культуры
поведения, дисциплины, у него (ребёнка) могут появиться различные трудности.
Например, родители, устав слушать нытьё
своего чада о желании идти в школу в шесть, а то и пять лет, отдают его туда,
и… начинаются разочарования, слёзы, истерики, порванные школьные
принадлежности… «Мамочка, как же так, учительница на нас кричит, чтобы мы тихо
сидели, я хочу побегать, поиграть, а она велит все игрушки спрятать, сидеть
прямо и красиво писать всякие палочки и крючочки!» – недоумевает новоиспечённый
школяр. Или: «Ну! Я спать ещё немножко хочу! У меня животик болит! Не пойду
сегодня в школу!» – хнычет сонный малыш, а мама отвечает: «Ты ведь знал(а), что
тебе утром рано вставать, я говорила, чтобы ты не смотрел(а) тот мультик, а
шёл( шла) в кроватку!»
Конечно, я ни в коей мере не утверждаю,
что во всех случаях, когда дети поступают в школу раньше семи лет, события
будут разворачиваться именно так. Есть и счастливые исключения. Всем, думаю,
известно, что девочки интеллектуально и психологически в развитии немного
опережают мальчиков. Это значит, что девочке, начавшей учиться в шестилетнем
возрасте, может быть легче, чем ровеснику мальчику. К тому же встречаются
случаи, когда ребёнок, неважно какого пола, на порядок опережает в умственном и
психическом развитии своих сверстников. Обычно такие детки более любознательны,
более внимательны, у них лучше память, они раньше учатся читать и писать (в
три, четыре года), в круг их интересов входят не только игры и сказки.
Но не редок и такой ход событий, когда
родители (иные родственники) наотрез отказываются отдавать своего шестилетку в
школу, ничего ему не объясняя, а лишь говоря: «Ты ещё маленький, пойдёшь
учиться, как все, в семь лет, ты ещё устанешь от школы!» Тогда ребёнок будет
жить некоторое время с чувством неудовлетворённого любопытства, ненасыщенного
интереса, желание стать школьником может развеяться и… больше не появиться в
нужный момент.
Бывает и так, что даже семилетнему ребёнку
ещё рано идти в школу, он ещё не наигрался, ещё недостаточно усидчив. Родителям
не стоит торопить время, лишая малыша ещё одного года чистого детства. Если он
начнёт учиться в восемь лет, никакой катастрофы в этом нет.
В каком бы возрасте ни пошёл в школу
ребёнок, главное, чтобы он был психологически готов к обучению, чтобы школа не
травмировала, не отбивала интереса к знаниям, ощущения новизны, нового
открытия. И здесь многое уже зависит от первого учителя.